Медицинский портал РИСМ.Ру Российский
Информационный
Сервер
Медицины
Новые статьи

05.03.2023
Преимущества лазерной коррекции зрения


14.03.2023
Займ для медицинских услуг

24.02.2023
Отличия артрита и артроза

04.02.2023
Современные методы пластической хирургии

31.01.2023
Главные заболевания десен

18.01.2023
Признаки преддиабетного состояния


Новости рынка

15.02.2023
В Москве появился Центр инновационного здравоохранения

30.11.2022
Минздрав хочет регулировать сферу медицинского образования

04.04.2022
В Башкортостане открылся новый корпус Государственного медуниверситета

24.03.2022
Правительство дофинансирует строительство медцентров из-за роста цен на стройматериалы

11.02.2022
В Нижнем Новгороде Ростех открыл производство машин скорой помощи


Статьи

Пациент и врач – «моя твоя не понимай»

Несмотря на обилие популярных медицинских изданий и телепередач, порой, разговор пациента с врачом напоминает беседу двух иностранцев на третьем языке. Вроде и слова знакомые, а понимаются по-разному или не понимаются вообще. Специалисты ГНИЦ профилактической медицины провели исследование, в котором попытались узнать, насколько хорошо понимает больной то, что говорит ему врач на приеме.

Двум группам людей (практически здоровым и уже страдающим разными заболеваниями) предложили расшифровать 20 наиболее употребительных медицинских терминов. Среди них были такие понятия как «инфаркт», «стенокардия», «патология», «гиперхолестеринемия», «инсульт», «фактор риска», «диета» и т.д.

Оценки за правильные ответы выставлялись по 5-балльной шкале. Оказалось, что в группе самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний, даже те, кто уже имел проблемы с сердцем, смогли набрать не больше 1,8 балла. Несколько лучше обстоит дело в понимании общеупотребительных терминов (болезнь, здоровье, профилактика, стресс). Здесь уровень знаний пациентов почти дотянул до оценки «хорошо» - 3,8 балла.

Из всех кардиологических терминов самым известным и правильно понимаемым оказался «инфаркт», который определялся людьми как «омертвление сердечной мышцы» или «разрыв сосудов сердца». Неплохо воспринимается термин «патология», трактуемый, как «болезнь». Правда, почему-то очень часто с приставкой «наследственная», что неверно.

Так же оказалось, что практически все понимают, что такое «вредные привычки – факторы риска». А вот термин «рациональное питание» воспринимается нашим сознание очень узко: только как «полноценное питание с необходимым количеством жиров, белков и углеводов. При этом напрочь забыты кратность питания, его калорийность, химический состав пищи.

Дальше – хуже. Представления о «холестерине» у нас оказалось на уровне представлений о полтергейсте. По мнению большинства опрошенных, холестерин – это что-то невидимое, страшно вредное и совершенно ненужное для нашего организма. Между тем, холестерин совершенно необходимое для многих внутренних химических процессов вещество, и лишь его переизбыток приводит к проблемам сосудами.

ермин «гиперхолестеринемия» (повышенный уровень содержания холестерина в крови) вообще оказался пустым звуком. Наиболее частым ответом на вопрос, что это такое были: «абракадабра», «понятия не имею о чем речь». Понятие «атеросклероз» одни понимали, как «остекленение сосудов», а другие как «провалы в памяти». Самым близким к правде объяснением было таким: «когда сосуды ожиряются изнутри». Ухо режет, но по сути верно.

Не менее трудным для восприятия оказался термин «стенокардия». Никто из опрашиваемых даже не приблизился к его пониманию. А ведь без понимания того, что происходит с вашим организмом, очень трудно убедить человека соблюдать меры профилактики болезни и режим ее лечения. Чаще всего стенокардию определяли как «нарушение в ритме работы сердца», что совершенно неверно.

Нарушение ритмов – это аритмия или тахикардия, а стенокардия – это болезнь, основным признаком которой являются кратковременные приступы боли за грудиной, длящиеся 2-5 минут и проходящие после прекращения физической нагрузки или приема нитроглицерина. Старшее поколение пациентов правильно называли старое название болезни - «грудная жаба», а молодежь посчитала, что «жаба» - это заболевание легких.

Конечно, разбираться в липидном обмене, ферментах и прочих тонкостях работы нашего организма должен врач, а не пациент. Но мы с вами обязаны разбираться в том, какие сигналы может нам посылать наше тело, сообщая о поломке, а главное, к какому врачу с этими поломками нужно идти прежде всего. Ведь читаем же мы инструкции к бытовой технике, чтобы правильно ей пользоваться, хотя далеко не все разбираются в том, как устроена микроволновка или видеодвойка.

Заботиться о собственном здоровье, не зная, что именно с вами происходит и от какой именно болезни вы хотите избавиться – трудно. Потому и сами пациенты должны понимать о чем идет речь, не стесняться спросить или открыть книгу. Но и врачи должны понимать, что пациента необходимо заинтересовать его собственным здоровьем, а для этого доступно объяснить ему в чем заключается его проблема. И не нужно оглядываться на недалеких коллег, которые могут обвинить тебя в вульгаризме и примитивизме. В конце концов, главное – это излечение человека от болезни, а не потакание корпоративному мнению.

04.05.2008
Doktor.ru
Россия, МОСКВА, Москва http://www.doktor.ru


Комментарии к статье

2014-10-23 Мария Соколова
Очень полезная статья. Сама столько раз наблюдала картину, когда пациент и врач не понимают друг друга, словно они с разных планет.Действительно, пациент должен интересоваться своим здоровьем и,обязательно, диагнозами, которые ему,пациенту, устанавливает доктор. Но и врачи в свою очередь обязательно должны ДОСТУПНО И ПОНЯТНО отвечать на все вопросы, возникающие у пациента.Существует ещё одна проблема в общении между врачами и пациентами - пациент часто не может точно описать, что же его беспокоит, или НЕ МОЖЕТ ВООБЩЕ говорить, как например, младенцы.А от такого диалога напрямую зависит как быстро и точно будет установлен диагноз и назначено адекватное лечение, ведь чем раньше примешь меры, тем благоприятнее прогноз заболевания.

2014-11-09 Наталья
Диалог, конечно, должен быть между врачом и пациентом. И доктор должен объяснять понятным языком пациенту что да как, ведь на кану наше с вами здоровье. Но вот небольшая проблема: время, которое выделяется врачу на одного больного 5 минут; за это время доктор не только понятно объяснить не успеет, но ,боюсь, даже осмотр больного произведёт не совсем профессионально.


Добавьте комментарий и введите Ваши данные.

Ваше имя:
Ваш Email:
Комментарий:

Популярные статьи по тематике ""

Профилактика гриппа
Грипп в последнее время набрал обороты и для многих стал, пожалуй, страшнее, чем оспа или чума. На самом деле ситуация такова, что от осложнений гриппа погибает не значительно больше человек,...

Правила работы со стерильными изделиями
Биоритмы здоровья. Как день и ночь влияют на здоровье?
Пульсоксиметрия.
Москвичи перестанут болеть гриппом.
Первое клиническое исследование новых подавляющих вирусы хирургических перчаток G-VIR.

Медицинский портал РИСМ.Ру ® 2006-2021
О Сервере
Реклама
Контакты