Медицинский портал РИСМ.Ру Российский
Информационный
Сервер
Медицины
Новые статьи

12.06.2019
Израильская косметика, что делает её популярной?


14.03.2023
Займ для медицинских услуг

05.03.2023
Преимущества лазерной коррекции зрения

24.02.2023
Отличия артрита и артроза

04.02.2023
Современные методы пластической хирургии

31.01.2023
Главные заболевания десен


Новости рынка

15.02.2023
В Москве появился Центр инновационного здравоохранения

30.11.2022
Минздрав хочет регулировать сферу медицинского образования

04.04.2022
В Башкортостане открылся новый корпус Государственного медуниверситета

24.03.2022
Правительство дофинансирует строительство медцентров из-за роста цен на стройматериалы

11.02.2022
В Нижнем Новгороде Ростех открыл производство машин скорой помощи


Статьи

В офисах трещат неврозы

В российских компаниях бушует эпидемия неврозов - информацию об этом распространил Институт глобализации и социальных движений (ИГСО). Но в большинстве своем работники не обращаются к психологам, а страдают молча. Зато растут косвенные признаки - заболеваемость язвой желудка и потребление успокоительных. Стоит ли жалеть бедных офисных тружеников или все же завидовать им?

Цена вопроса

По мнению экспертов ИГСО, причинами эпидемии неврозов служат командный стиль руководства, агрессивная обстановка в коллективах и недостаток отдыха.

- На состояние психики персонала влияет незащищенность людей от широко применяемых истерических методов руководства - разносов, в том числе и публичных, наказаний, морального давления, - считает заместитель директора института Василий Колташов. - Ведь в них почти нет профсоюзных организаций, значит, жаловаться на произвол некому.

Другими способствующими неврозу факторами выступают страх - потерять работу или вызвать недовольство начальства, перегрузка чрезмерными обязанностями и принуждение к переработкам. Во многих компаниях отпуск вопреки закону сокращен до 1-2 недель в году, а выходной бывает лишь один в неделю.

Кроме того, на самочувствие и настроение людей часто отрицательно влияют условия работы. Помещения офисов часто отделывают дешевыми материалами, и, как следствие, в них велики испарения формальдегидов, в ковролине накапливается пыль, на мебели - статическое электричество. В помещениях, оборудованных по принципу "open space", то есть "открытое пространство", нередко очень тесно, не соблюдается норма комфортной работы - не менее 6 кв.м на человека. Фирмы экономят на освещении и вентиляции, некачественных офисных обедах, дешевом растворимом кофе. Долгие часы люди проводят за компьютером, не имея перерывов. К этому добавляются вынужденное неприятное общение, агрессия коллег. Тем не менее количество желающих получить работу в коммерческих фирмах, особенно крупных, не уменьшается. Это и понятно - в большинстве из них зарплата значительно выше средней по стране, а условия труда все же лучше, чем в бюджетных организациях или на производстве (возможности карьерного роста, обучения, современная офисная техника, соцпакет и т.п.).

Что за диагнозом?

Неврозом называют различные пограничные расстройства психики, при которых не происходит органического повреждения головного мозга. Выражается он прежде всего в астении - полном упадке сил и желаний, потливости, частом сердцебиении, нарушении сна. Неврозы делятся на неврастению (раздражительность, мышечные боли непонятного происхождения, непереносимость громких звуков, у женщин - плаксивость и т.п.), различные фобии (страхи), истерический невроз и невроз навязчивых состояний.

Лучшим методом лечения служит удаление фактора, послужившего причиной невроза. Применяются также лекарства-транквилизаторы, гипноз, физиотерапия, психоанализ, НЛП и другие методики. Нелеченый невроз может стать началом тяжелой депрессии.

В армейском стиле

Традиционно специалисты в области управления выделяют три стиля руководства: директивный (единоличный), демократический (коллегиальный) и либеральный (анархистский). Однако более современные исследования не ограничиваются этим.

Известный американский социолог Дэниэл Големан считает, что руководящих стилей шесть: выдающееся лидерство, консультирующая опека, объединяющее поощрение, демократическая поддержка, нацеленность на результат без сантиментов, командно-угрожающий контроль.

Российский ученый, доктор экономических наук Александр Панкрухин считает, что стиля четыре: директивный, директивно-коммуникационный, стиль участия и стиль делегирования. И успех любого зависит не только от коммуникации "начальник-подчиненный", но и от "зрелости работника". Это понятие отражает уровень компетентности и потребность в инструкциях по каждому заданию: чем более "зрелый" работник, тем меньше указаний и контроля ему требуется, тем больше инициативы и творчества вкладывает он в исполнение. А секрет успешного лидерства кроется в соответствии стиля руководства степени зрелости работника.

Но многие ученые сходятся в том, что большинству коммерческих компаний присущ именно командный, директивный стиль руководства. Причин несколько: иерархия в них часто изначально выстраивалась по армейской модели (командир - подчиненные), лидером нередко становится сам владелец, не всегда обладающий реальными лидерскими свойствами, недостаток компетентности в управлении он заменяет жесткостью, услуги специалистов по управлению считаются непроизводительными затратами.

"Будете у меня работать командой!"

Столкнувшись с неэффективной работой созданной ими команды, многие руководители в последние годы обращаются к услугам социальных психологов и коучинг-тренеров, чтобы эту эффективность повысить.

- Но модные тренинги по повышению личной эффективности чаще всего не способствуют снятию невротического напряжения в офисах, - считает Василий Колташов. - Отработка "лидерства" строится на подавлении ведомых, а не на получении поддержки коллег. Они нередко проходят в виде игр с выбыванием, когда сильнейшие в ходе конкурса "выбивают" слабых. В результате формируется тип беспомощного "лидера", не опирающегося ни на кого и, в сущности, никого в коллективе никуда не ведущего. Он может имитировать лидерское поведение, но в итоге индивидуальной активности захлебывается, срываясь на подчиненных. Начальство им недовольно: работает много, а результаты остаются прежними. "Выбитые" же сотрудники в лучшем случае воспринимают и его самого, и его поручения отчужденно.

- Нас собрали в большом зале, - рассказывает Нина, топ-менеджер одной из успешных российских торговых фирм. - Сначала тренер предлагал нам ситуации, в которых бы каждый ощущал себя обиженным, жертвой, а потом предлагал представить себя автором этой ситуации. Было довольно трудно рассказывать о себе, своих переживаниях. Но еще труднее был второй тренинг - сказать в глаза коллегам, что ты думаешь о них на самом деле. И, наконец, на третьем тренинге надо было встать перед всем залом и убедить людей проголосовать за тебя, то есть войти в твою команду. По итогам тренинга тех топ-менеджеров, за кого не проголосовала "команда", просто уволили. После тренинга ощущение у всех было какое-то гадливое, тяжелое. Но зато потом работать стало легче и во многом эффективнее - как будто рухнули какие-то барьеры между людьми. Я заметила, что почти все перешли на "ты".

Связанные одной веревкой

Модные нынче методики "тимбилдинга", то есть объединения работников в одну команду, пришли к нам не просто с Запада. Поначалу их придумали для реабилитации ветеранов американской армии, страдавших "синдромом Вьетнама" - потерей смысла жизни, ощущением одиночества, ненужности, неумением вписаться в мирную жизнь. Но психологи быстро смекнули, что метод можно использовать и в бизнесе.

"Веревочный", или "экстремальный", тренинг для офисных работников заключается чаще всего в том, что служащих одной компании вывозят на природу и предлагают ряд заданий, вырабатывающих командные навыки. Задания бывают действительно экстремальные и даже небезопасные.

- Нам предложили по очереди влезать на дерево и прыгать оттуда вниз с высоты 10-15 метров, а остальные члены команды должны были страховать прыжок, - рассказывает менеджер компании сотовой связи Илья. - Потом мы влезали практически на голую каменную стену, тоже подстраховывая друг друга.

Если подобный тренинг проходит в помещении, то участникам могут предложить упражнение на доверие: падать назад с завязанными глазами, в надежде на то, что тебя примет на руки вся команда. Или пройти через ряд препятствий цепочкой, но с завязанными глазами, держа друг друга за плечи. "Зрячим" остается лишь один участник команды, последний в "цепочке". Но он может руководить действиями своих коллег лишь при помощи невербальных средств. Например, один хлопок по левому плечу впереди стоящего - один шаг влево, два хлопка по правому - два шага вправо и т.д. Эти указания участники тренинга передают друг другу, и от внимания и усердия каждого зависит успех всей команды.

Не они нас, а мы их

Научный подход к организации труда "белых воротничков" и услуги психологов в бизнесе - продукты заморской научной мысли. Поначалу новую культуру несли нам западные компании, открывавшие свои офисы в России. Однако со временем процесс стал двусторонним.

Многие специалисты, поработавшие в западных компаниях, отмечают, что не только наши бизнесмены перенимают приемы западной офисной культуры, но и западные менеджеры постепенно осваивают российский директивный стиль: разносы подчиненных, принуждение к сверхурочной работе, пренебрежение интересами рядовых сотрудников. К сожалению, серьезных исследований этого феномена до сих пор не предпринято.
06.04.2008
Doktor.ru
Россия, МОСКВА, Москва http://www.doktor.ru


Комментарии к статье

2014-10-23 Наталья К.
Стиль руководства нужно менять: зачем орать на работника? Намекнул на низкую эффективность его работы, а если намёк не возымел действия, предлагай уйти. Может, человек и впрямь не на своём месте и способен принести благо другой компании, просто ещё не понял этого.

2014-11-10 Елена
Неудивительно. Когда работала в офисе по 12 часов в сутки, начался нервный тик, серьезно подорвала здоровье. Пришлось лечиться.


Добавьте комментарий и введите Ваши данные.

Ваше имя:
Ваш Email:
Комментарий:

Популярные статьи по тематике ""

Профилактика гриппа
Грипп в последнее время набрал обороты и для многих стал, пожалуй, страшнее, чем оспа или чума. На самом деле ситуация такова, что от осложнений гриппа погибает не значительно больше человек,...

Правила работы со стерильными изделиями
Биоритмы здоровья. Как день и ночь влияют на здоровье?
Пульсоксиметрия.
Москвичи перестанут болеть гриппом.
Первое клиническое исследование новых подавляющих вирусы хирургических перчаток G-VIR.

Медицинский портал РИСМ.Ру ® 2006-2021
О Сервере
Реклама
Контакты